Когда семья с ребенком может брать собаку? Как научить ребенка обращаться с собакой? Что делать, чтобы избежать проблем?
Отношения детей и собак складываются в первую очередь не через тренировки, когда ребенка учат тренировать собаку и следят за тем, чтобы собака его слушалась. Самое главное – научить ребенка понимать собаку и создать между ними хороший социальный контакт.
Дети до 12 лет
Дети до 10 – 12 лет, как правило, не способны сами координировать свое взаимодействие с собакой. Их поведение нередко прямо противоположно тому, которое собаки назвали бы вежливым. Дети очень подвижны, создают много шума, бегают, играют, их настроение может неожиданно меняться. Пока у них не развились навыки социального общения, они могут случайно причинить собаке боль или вызывать у нее другие неприятные ощущения.
Дети не знают, что собаки не любят, когда их обнимают, прижимают к себе, трогают за лапы, тянут за хвост, уши и лапы, залезают им на спину, отбирают пищу или игрушки собаки, мешают спать и т.д. Конечно, собака должна быть приучена к манерам людей. Тем не менее, лучше избегать действий, которые были бы ей неприятны.
По статистике, полученной исследователями Университета Линкольна (Великобритания), 86% укусов происходят по вине ребенка.
Маленькие дети до 12 лет не понимают сигналов собаки и неверно интерпретируют их мимические выражения. Согласно проведенным исследованиям, дети принимают агрессивное выражение собаки за улыбку. Кроме того, они не способны понять сигналы примирения собаки, которыми она просит ребенка удалиться. Получается, что ребенок сам навязывает игру собаке, старающейся избежать с ним контакт.
Одна из таких ситуаций описана в книге «Стресс у собак» немецких кинологов К.ф.Райнхардт и М. Нагель. На площадке дети играли с собакой так долго, пока она не устала. Но, несмотря на многократные попытки собаки удалиться от играющих, они все время насильно вытаскивали ее на площадку, чтобы продолжить игру. Некоторое время собака терпела, пока не взволновалась настолько, что поранила в лицо одну из девочек. В данном случае хозяева настолько любили свою собаку, что пригласили эксперта по поведению собак и выяснили причину внезапной агрессии.
Тяжело думать о том, что в большинстве случаев за подобные ошибки детей (или, точнее сказать, беспечных взрослых) платят сами собаки. Тысячи из них были избиты или лишены жизни только за то, что ни дети, ни взрослые не поняли их сигналов предупреждения. Поэтому родители, которые утверждают, что их собака никогда не причинит ребенку зла, и прекращают следить за тем, как ребенок ведет себя по отношению к собаке, подвергают его риску.
Выбор собаки
Лучше всего к ребенку отнесется уравновешенная, спокойная собака, у которой уже до появления ребенка был налажен хороший контакт, основанный на доверии со всеми членами семьи; собака, которая чувствует себя полноправным, любимым членом этой семьи. Тогда все, что происходит в семье, она воспринимает как часть своей жизни, в том числе и появление ребенка.
Если в семье с собакой в целом обращаются очень заботливо и чутко реагируют на ее сигналы, собака сохраняет все ступени предупреждения, и, следовательно, в неприятных случаях у нее есть возможность мягко выразить свое состояние.
Если до рождения ребенка в семье не было собаки, лучше завести ее, когда ребенок уже не нуждается в постоянной заботе, а у родителей появилось достаточно времени строить контакт с собакой и обучать этому контакту своего ребенка.
Для многих собак дети до пяти лет являются источником стресса. Поэтому для семьи с ребенком лучше всего подходят собаки со стабильной психикой.
Более восприимчивые собаки (пугливые, больные и старые животные, животные с покалеченной психикой), возможно, будут страдать от вынужденного контакта с маленьким ребенком. Не у всех собак есть опыт общения с детьми. Такие собаки нередко сами боятся детей и стремятся держаться от них на почтенном расстоянии. Они избегают контакта с ребенком и показывают сигналы примирения при его приближении. Это не значит, что между ними произойдет конфликт: если родители увидят эти сигналы и будут учитывать отношение собаки к ребенку, они смогут помочь им стать друзьями, когда ребенок подрастет.
Многие считают, что маленькие собаки подходят для семьи с ребенком лучше, чем большие. Однако это предрассудок: при неправильном обращении и неподходящем характере, маленькие собаки могут быть такими же непригодными для содержания в семье с ребенком, как и большие.
Маленькие собаки не могут служить игрушкой для ребенка, так как их поведение является типично собачьим, несмотря на размеры. Особо маленькие собаки могут страдать от присутствия ребенка, так как они особенно хрупкие и уязвимые. В семью с ребенком опасно брать собак с психикой, травмированной в результате специальной дрессировки! Известно немало случаев, когда на ребенка нападала собака, прошедшая курс дрессировки на охрану или участвовала в боях. Такая дрессировка состоит из упражнений, травмирующих собаку.
Со временем она превращается в комок нервов, и нередко набрасываются без предупреждения даже при воздействии самых незначительных раздражителей (например, спокойного изменения положения тела члена семьи или при попытке погладить по голове).
Статистика подтверждает, что такие собаки исключительно опасны для всех людей, не говоря уже о детях! Если же вы все-таки решили взять такую собаку, ее надо протестировать на наличие всех ступеней предупреждения.
Подготовка собаки к совместной жизни в семье с ребенком:
- обучение контролю эмоций, в том числе команде «Ждать»;
- проверка способности собаки спокойно переносить разочарование, то есть спокойно справляться с ситуациями, когда собака не сразу получает то, что хочет, а вынуждена ждать;
- обучение команде «Нельзя»;
- регуляция режима покоя и активности, чтобы собака была уравновешенной;
- снижение уровня стресса собаки; -
- проверка наличия всех ступеней коммуникации собаки;
- обустройство уголка собаки, в котором она в любой момент при желании могла бы укрыться. Общие правила совместной жизни
Соблюдение всех сигналов примирения являются законом при общении собаки и ребенка.
Предупредительные сигналы собаки, на которые надо обращать внимание: собака начинает зевать, облизывать свой нос, отворачиваться, садиться или ложиться спиной к ребенку, ее движения могут замедляться или она может вообще замереть на месте, полностью прекратив двигаться.
Причем замирание по незнанию объясняется как «наслаждение собакой общением с ребенком»*
*Такое объяснение замирания я также слышала от хозяйки собаки, которую нарядили в новогодний костюм. Мне не удалось доказать хозяйке, что собака крайне напряжена. Хозяйка не реагировала не только на сигнал примирения, но и на заметное напряжение собаки. Так как примерка была недолгой, собака выдержала ее, не потеряв самообладания. Следите за тем, чтобы собака и ребенок оставались на достаточно большом расстоянии друг от друга, чтобы никто из них не чувствовал себя напряжено.
Если собака и ребенок вынуждены находиться в тесном помещении, и собака показывает сигналы (облизывается, поворачивает голову в сторону и т.д.), вы можете максимально увеличить расстояние между ребенком и собакой, попросить его вести себя тише, с помощью веселого, спокойного голоса создать расслабленную обстановку. Когда увеличить расстояние не удается, вы можете повернуть ребенка боком или спиной к собаке или отгородить его от собаки с помощью своего тела или какого-то предмета.
Следите за тем, чтобы ребенок не приближался к собаке фронтально, а делал легкую дугу или подходил сбоку. Он не должен наклоняться над мордой собаки, не трогать ее за голову, за лапы и заднюю часть, не кричал в морду собаке и не бегал прямо перед ней. Гладить лучше всего грудь собаки, находясь сбоку от нее.
Если во время игры собака случайно сделала ребенку что-то неприятное, необходимо тут же прервать игру и отвернуться. Это сигнал воспринимается собакой как естественное и четкое предупреждение: «Ты поступил неправильно!». У собаки должен быть свой уголок, в котором она могла бы оставаться одна и отдыхать, зная, что ребенок не помешает ей.
Следите за тем, чтобы в вашей семье уровень стресса повышался как можно реже: это пойдет на пользу как вам самим, так и вашей собаке. Если же члены семьи находятся в состоянии стресса, думайте о том, чтобы не создавать собаке дополнительный стресс, например, приходом нелюбимых гостей, возбуждающими играми или тренировками. Если собака какое-то время была подвержена стрессу, дайте ей возможность успокоиться и хорошо отдохнуть, например, в своем уголке, перед тем, как она сможет свободно общаться с ребенком. Не расстраивайтесь, если собака не реагирует на команды, которые ей дает маленький ребенок, так как выполнение команды в значительной мере зависит от языка телодвижений и голоса того, кто эти команды дает.
В более старшем возрасте ребенок поймет, как заниматься с собакой, и она будет слушать его значительно лучше. Для начала сконцентрируйте свое внимание на совместной игре собаки и ребенка, в которой оба принимают участие в каком-то приятном процессе. Так, например, ребенок может предложить собаке какое-то лакомство или игрушку, аккуратно погладить ее, немного почесать или помочь собраться на прогулку.
Рассказывайте ребенку о собаке так, чтобы он воспринял ее как нечто доброе и интересное. Важно, чтобы ребенок иногда угощал собаку из рук чем-то вкусным, тем, что он ест сам.
Процесс кормления укрепляет дружбу, так как это приятное совместное времяпровождение (Кормление с рук включено в программу канистерапии. В результате кормления собака и человек начинают испытывать друг к другу большее доверие.)
Когда моя дочь училась ходить, ей нравилось подниматься, опираясь за край стола, хватать со стола предметы и бросать их на пол. Наша собака сразу же полюбила девочку, потому что предметами, которые она бросала на пол, нередко оказывались лакомые печенье и конфеты.
Когда в доме появилась маленькая дворняжка Нелли, спасенная из местного приюта, дочка узнала ее историю и очень прониклась неллиной судьбой. Она подарила ей свою игрушечную тарелочку и разрешила спать в кроватке для кукол. Она считала, что для Нелли это очень важно, потому что у нее нет ничего своего.
Во время прогулки мы вместе наблюдали за Нелли, все вместе играли и обсуждали, что чувствует каждый из нас в той или иной ситуации. Факторы риска Плохое содержание собаки (недостаточные прогулки, неполноценное питание, болезни, социальный стресс, в том числе стресс, вызванный нечетко установленными правилами поведения для собаки, грубое обращение хозяев, игнорирование основных потребностей и т.д.) также повышает степень раздражительности и снижает ее терпимость по отношению к детям.
Предрассудки
Некоторые советуют хозяевам демонстрировать собаке свою доминантность в присутствии ребенка или советуют, чтобы ребенок демонстрировал доминантность сам. При этом предлагается забирать у собаки еду и игрушки, и, если собака их станет защищать, грубо наказывать собаку.
Все эти действия не имеют к психологии собаки никакого отношения. Они прокладывают прямой путь в ад проблем поведения собаки, связанных со стрессом в целом и с присутствием ребенка в частности. Мало того, они навсегда разрушают контакт хозяина и собаки.
Наказания в присутствии ребенка
Из-за наказаний, связанных с ребенком, у собаки может возникнуть неприятная ассоциация, и конфликты будут происходить чаще.
Одна клиентка обратилась ко мне с просьбой наладить контакт ее собаки и ребенка, так как после небольшого конфликта она, посадила собаку в клетку и выпускала только в отсутствие ребенка. Через несколько месяцев собака реагировала на ребенка только рычанием.
С помощью сигналов примирения им удалось восстановить хорошие отношения. Изменение режима жизни собаки в связи с появлением ребенка
Собака может нервничать, если после появления ребенка ее режим значительно изменился. Поэтому важно приучать ее к изменениям заранее. Как правило, меньше проблем возникает у хозяев, которые не устанавливают строгий, расписанный по часам режим прогулок и кормления. В этом случае собака хоть и настраивается на определенный порядок, но не ждет его исполнения с механической точностью.
Семейные ритуалы
Даже после появления ребенка старайтесь сохранять ритуалы общения с собакой, например, сеансы ухода за шерстью, игры, ласки, интересные прогулки и т.д. Эти ритуалы очень важны, так как они поддерживают общность семьи – точно так же как ее поддерживают празднования дней рождения или походы в гости к родственникам. Собака рычит на ребенка
Единичные реакции собаки, например, рычание на ребенка, не является опасной агрессией автоматически. Это всего лишь означает, что хозяева или ребенок проигнорировали сигналы легкого стресса, сигналы примирения, которыми собака предупреждала изначально. Поэтому лучше всего моментально прекратить общение с собакой и отойти от нее, чтобы она смогла успокоиться.
Если мы знаем, что рычание – это предупреждение, то понимаем, что наказывать собаку за рычание нельзя хотя бы потому, что собака должна сохранять все ступени коммуникации. Иначе она начнет набрасываться без предупреждения. Если собака постоянно рычит на ребенка, возможно, она его боится.
Проверьте, не мешает ли ребенок собаке всякий раз, как только они оказываются рядом? Не было ли между ними крупных инцидентов?
Сигналы примирения помогают восстановить контакт между ними.
Ольга Кажарская 27 января 2011
Впервые опубликовано в журнале «Мир Собак»